Кельнский собор — игрушка дьявола

Возведение Кельнского собора – третьей по величине готической церкви в мире – затянулось на невероятные шесть с лишним веков. Происходило оно в два этапа: с 1248 по 1437-й и с 1842 по 1880 год. В 1880 году, после многовекового строительства, собор наконец-то был закончен и обзавелся двумя островерхими башнями. В течение последующих четырех лет (по 1884 год) он оставался самым высоким зданием на свете. Но если вспомнить, что после Второй мировой войны храм пришлось восстанавливать, и реставрационные работы с тех пор продолжаются беспрестанно, то второго такого долгостроя, пожалуй, не найти.
Автор: Рольф МАЙЗИНГЕР
[hide]Источник[/hide]Долгострой

Проблем со строительством храма было предостаточно. Часто работа останавливалась из-за нехватки денег. Примерно до 1530 года с финансовыми проблемами худо ли бедно, но справлялись. Именно в начале XVI века фасады здания обзавелись декоративными украшениями и скульптурными композициями. Но с 1530 года к дефициту денежных средств стала примешиваться апатия властей. В конце концов интерес к собору у людей пропал совсем. С тех пор вплоть до середины XIX века он простоял в строительных лесах. Все это подтверждается историческими документами. Но вот дошедшие до нас предания объясняют сей долгострой по-своему. Во всем винят – дьявола…
Если верить легендам, именно дьявол наложил проклятие на Кельнский собор. В 1164 году кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель тайком перевез из Милана в Кельн мощи трех волхвов.
После торжеств в их честь город превратился в место паломничества христиан.
Тогда-то и родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый. Там можно было бы не только установить раку с мощами, но и разместить огромное количество верующих.
Стали искать архитектора, который бы взялся за столь грандиозное и очень ответственное предприятие.

Искушение архитектора

Выбор пал на Герхарда фон Риле, который учился во Франции. Власти города дали ему ровно год на разработку чертежей. Но, несмотря на завидное трудолюбие, мастеру никак не удавалось предать свои гениальные идеи бумаге. Каждый раз, когда он уже доводил чертеж до логического завершения, обнаруживалась какая-нибудь ошибка, сводившая на нет все его старания. Архитектор постепенно начал сомневаться в своих способностях. Как-то раз, в задумчивости прогуливаясь по берегу Рейна, он остановился у огромного камня, который народная молва окрестила чертовым. Вдруг откуда ни возьмись перед ним появился незнакомец в одежде строителя. Чужак стал что-то быстро чертить тростью в пыли у самых ног Герхарда. Когда мастер присмотрелся, то был не на шутку удивлен: на земле перед ним красовался завершенный план нового собора. Архитектор спросил незнакомца, что бы тот хотел получить за свой чертеж. На что чужеземец, а это был не кто иной, как сам хозяин преисподней, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и души твоих жены и ребенка, я сам построю собор за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои!»
Эта сцена запечатлена на кельнском нотгельде в 50 пфеннигов 1922 года.

Договор с дьяволом

Мастер Герхард решил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь малый срок будет не под силу даже черту, а потому согласился на дьявольское пари. Сатана и его братия работали похлеще стахановцев. Шум со стройки слышался и днем, и ночью. И с каждым днем стены Божьего храма становились все выше и выше. А барометр настроения Герхарда фон Риле падал все ниже и ниже. Это не ускользнуло от внимательных глаз его жены, и однажды она все-таки выпытала у него, что же мешает ему радоваться жизни. А когда узнала об условиях сделки, то сначала испугалась, а затем призадумалась.
В один прекрасный день жена архитектора вместе с сынишкой отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы кукарекал во все горло.
И когда малыш стал передразнивать петуха, женщину вдруг осенила спасительная идея. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в подражании голосистой птице. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, вновь обрела душевное спокойствие.
И вот наступил день расплаты. В то утро женщина поднялась ни свет ни заря и отправилась на стройку. Демоны как раз устанавливали купола башен.
Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство в подражании.
Она кукарекала так искусно, что со всех концов Кельна на ее крики стали отзываться настоящие петухи. Дьявол не заподозрил подвоха, а, издав дикий вопль, стал крушить только что отстроенную церковь. Но, как говорится, уговор дороже денег. И властителю тьмы пришлось убираться восвояси. А собор остался стоять недостроенным. С тех пор кто бы ни брался за его завершение, либо погибал при загадочных обстоятельствах, либо быстро отказывался от своей затеи.

На руинах древнего храма

Интересно, что и у предшественника Кельнского собора судьба складывалась не лучшим образом. Возводили его на месте, где в свое время стоял языческий храм. Стоял он на самой вершине холма, и местные жители старались обходить его стороной. Ходили слухи, будто там не все чисто. Порой в развалинах древней молельни люди замечали блуждающие огоньки и всякую жуть.
И даже после того как древние камни срыли, а место освятили, ситуация не изменилась. Кроме того, под заступами рабочих то и дело показывались обломки античных статуй и барельефов.
Как только это случалось, все работы по рытью котлована тут же останавливали.
Вызывали священника, и тот начинал служить над очередной находкой, чтобы обезопасить людей от колдовских чар проклятого места. Позже, когда уже возводили стены христианской церкви, работа на стройке нередко омрачалась несчастными случаями.
Впечатляющее строение
Показатели у Кельнского собора впечатляющие. Высота конька крыши составляет 61 метр, а у башен – 157.
Длина здания – почти 145 метров. А общая площадь всех окон этой готической церкви приближается к 10 000 квадратных метров. И еще одна занятная деталь. На одной из незавершенных башен с рисунка на 50-пфенниговой банкноте 1922 года можно рассмотреть средневековый строительный кран. Он простоял там несколько столетий (его убрали только в XIX веке) и для многих поколений жителей Кельна сделался своеобразным символом города. Так что существуют даже черно-белые снимки этого чуда средневековой техники.

Судьба мастера фон Риле

А что же мастер Герхард? Через некоторое время после вышеописанных событий сатана вновь поспорил с ним (конечно же, на душу), что быстрее проведет из Айфеля (область на западе Германии) в Кельн воду по подземному каналу, нежели тот достроит свой собор. Мастер тут же согласился, потому что знал то, чего никак не мог знать дьявол. А именно: если на протяжении всего подземного канала не делать специальных отдушин, то возникнут проблемы с тягой и вода не потечет по трубе. Об этом он поспешил сообщить своей жене, дабы заручиться ее моральной поддержкой. Но если в случае с первым пари женщина помогла своему мужу, то на сей раз она сыграла в его судьбе роковую роль. Хитрому демону удалось выведать у нее секрет тяги, и он провел воду по подземному каналу.
Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни, когда увидел внизу бьющий из-под земли дьявольский источник. Осознав, чем ему это грозит, он бросился вниз, дабы спасти свою душу. Но не успел. Обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул сатана. И прежде чем архитектор долетел до земли, дьявол схватил его и утащил в преисподнюю.
В одной из саг о Кельнском соборе говорится, что никто не мог завершить строительство готического храма, потому что этому препятствовал призрак несчастного строителя. Он внезапно появлялся на строительных лесах и пугал рабочих, а то и вовсе сталкивал вниз наиболее смелых. Поговаривают, что привидение мастера Герхарда еще сотни лет после его смерти блуждало по ночам вокруг собора, охраняя свое незавершенное творение.

Автор: Рольф МАЙЗИНГЕР
[hide]Источник[/hide]