Мыж

Записано мной со слов знакомого краеведа.Эту историю мне рассказал мой приятель Руслан. Вернее, это сейчас он мне приятель, а раньше был он мне преподаватель-руководитель на станции юных туристов, а я занимался у него в секции. Сейчас я не мальчик, а он не дед, посему мы приятели.

Года два тому назад, летом, отправился он с группой из десяти юных туристов-краеведов на занятия в один из районов Татарстана. Разбили лагерь недалеко от реки Камы и занялись картографическими работами – подростки двенадцати-пятнадцати лет должны были сами составить карту местности, а заодно «найти» место древнего поселения по остаткам крепостного вала, который обычный человек не отличил бы от длинного холма.

Так как в группе у Руслана все дети занимались хорошо, то на второй день карта уже была составлена, вал обнаружен, определены границы поселения и даже места расположения некоторых домов. Детям становилось скучновато, но экспедиция была рассчитана учебным планом на пять дней, поэтому все занимались «по интересам».

Ну, вечером, естественно, костёр и гитара. Уже когда совсем стемнело, обнаружилось отсутствие мальчика по имени Кеша. Вроде вот он здесь был только что, а теперь нету… Покричали, покричали – нет ответа, пошли искать. Ходили около получаса, чтобы лучше было слышно, полезли на вал. Тут из-за вала вспыхнул синеватый свет, и появилось страшное существо, похожее на человеческий скелет с крыльями. Девушки (а их было в группе шесть) заорали так, что у Руслана волосы на голове дыбом встали, а пацаны посмеивались. Оказалось, что они ещё днём затеяли шалость – как следует напугать девчонок. Вышло так, что на подмытом речном берегу они нашли человеческий скелет, он торчал из глины. Забрав череп, насадили его на деревянный шест, а из прутьев и рогоза скрутили туловище с крыльями. Ночью Кеша потихоньку ушёл к валу и спрятался там с этим пугалом, а когда услышал рядом девчонок, подсветил фонариком и поднял вертикально. Когда девочки успокоились, а мальчики получили все пинки и подзатыльники, отправились спать.

На следующий день Руслан решил провести беседу о дисциплине , а также спросить мальчишек, где они нашли кости. Изъятие чего-либо из земли на этом участке приравнивалось к несанкционированным археологическим раскопкам и каралось серьёзным штрафом. Нужно было проверить, не видел ли кто возню с черепом, ведь местные рыбаки могли и «настучать».

Но случилось что-то странное — у мальчишек начались сильные боли в спине, они лежали в палатках, боясь шевельнуться, двое могли ползать на четвереньках, а двое – только перекатываться с боку на бок, у всех четверых были симптомы острого приступа радикулита. Ребятам обеспечили тепло, девочки остались за ними присматривать, а Руслан отправился в деревню, чтобы найти какой-нибудь транспорт для эвакуации. Радикулит не мог согнуть детей одновременно, поэтому было подозрение на какое-то отравление с болями в пояснице, но в целом мальчики чувствовали себя нормально, если не двигались.

До ближайшей деревни ходу было ещё часа два, когда на грунтовке появилась машина. Это ехал сельский мулла, он подобрал Руслана. Руслан рассказал ему о том, что заболели дети и нужна помощь.

Когда мулла узнал, в каком месте всё это приключилось, то стал подробно расспрашивать о симптомах и потом даже напрямую спросил, не рылись ли дети в земле. Пришлось всё рассказать, мулла укоризненно качал головой и сказал, что нужно заехать к старейшине деревни.

Старейшина, худой татарин, как будто ждал гостей, надел костюм с орденскими планками и сидел на скамейке возле дома. Поздоровались, обрисовали ситуацию. Старейшина рассказал, что на том месте, где дети нашли кости, раньше было старое удмуртское кладбище. Удмурты-язычники не поклоняются Аллаху, поэтому их души могут бродить возле кладбища много-много лет. А то, что произошло с мальчиками — проклятье, называемое «мыж» — духи насылают его на тех, кто спит на могилах или (что хуже всего) трогает кости. Способ излечения не известен, нужно искать удмуртского знахаря.

Удмуртских деревень в этом районе не было уже несколько веков, поэтому вариант со знахарем отпадал сразу. Руслан решил звонить из сельсовета в скорую помощь (сотовые там не ловили), но на «скорой» ответили, что в такую даль, да ещё без адреса машину не отправят — звоните в МЧС. МЧС сказало, что раз не пожар и не стихийное бедствие — то звоните в скорую помощь. В общем, ситуация для нашей страны знакомая.

Мулла согласился помочь довезти детей по одному, может, по двое на заднем сиденье «Нивы» до города, но тут к сельсовету пришёл старейшина со своими женой и сыном. Женщина рассказала, что такая же беда и в том же месте случилась с её отцом – он был гончар, и в молодости разрубил лопатой череп, торчащий из земли, когда копал глину. Не мог подняться на ноги больше двух недель, пока череп и остальные кости не выкопали и не захоронили на мусульманском кладбище по всем обычаям, но и потом мучился спиной, если долго не молился за умерших родственников. Она попросила муллу сделать тоже самое с костями, найденными детьми, в помощь давала сына. Мулла что-то пытался сказать про кости неверных, но старейшина отвел его в сторону и как-то уговорил.

Весь оставшийся день копали могилу на кладбище, потребовалось в тайне от сельчан искать гарантированно свободное место, но старейшина помог и в этом. Руслан предложил просто выбрать землю на два штыка, ведь голые кости не займут много места, но старейшина велел копать «по-настоящему». На следующее утро с осторожностью археологи извлекли из берега скелет, добавили к нему злополучный череп, примотали тканью к носилкам и отвезли на багажнике «Нивы» до кладбища. Мулла совершил все необходимые процедуры и обещал приехать завтра в лагерь, на случай, если всё это не поможет.

Хвала Аллаху! Помогло! В этот же день боль отпустила всех четверых, к вечеру уже могли ходить с палками в руках, а наутро уже были здоровы. С тех пор Руслан, будучи историком-археологом, больше не выбивает гранты на раскопки, а предпочитает собирать фольклор.