Тайная народная магия
[hide]Источник[/hide]
Автор: Ольга ОРЛОВА
Я всерьез увлеклась фольклором еще на первом курсе. Наверное, потому что всегда догадывалась: в народных обрядах, песнях и преданиях сокрыто истинное знание о мире, которым обладали наши предки. И я не ошиблась. Хотя тогда и представить не могла, какие открытия ждут меня на этом пути.ПРОШЛОЕ В НАСТОЯЩЕМ
Вот уже много лет каждый год я отправляюсь в фольклорные экспедиции — и движет мной не только познавательный интерес. После первой же поездки я заметила, что чувствую себя отдохнувшей, здоровой, полной сил — словно провела месяц не в заброшенной деревушке, а на дорогом спа-курорте. Сначала я объясняла себе этот эффект целебным воздействием свежего воздуха (а воздух у нас в глубинке действительно совершенно удивительный — буквально физически ощущаешь, что с каждым вдохом ты наполняешься энергией, а не выхлопными газами, как обычно).
Но потом стала замечать, что дело не только в экологии. Сам образ мышления, привычки, традиции, манера вести разговор, ритм жизни — буквально весь уклад российских деревень оказывает на человека крайне положительное влияние. Конечно, речь не о ближайшем Подмосковье и даже не о дальнем «замкадье»: мы ездим в такие края, где от станции еще полдня «на оленях» добираться надо. Вот там, действительно, совсем другой мир.
Хотя нельзя сказать, что жизнь в глубинке не тронута цивилизацией — ничего подобного! Здесь и мобильная связь, и Интернет — словом, все, как полагается. Однако ощущение, что ты попадаешь в иной мир, не исчезает. Я долго пыталась понять — почему. И пришла к выводу, что все дело в людях, каждый из которых — своего рода хранитель древней мудрости. Даже если это человек на иномарке. Даже если безработный. Даже если маленький ребенок или сгорбленная старушка.
Не сразу я поняла, что приветливые тетушки и бабушки, которые позволяли заночевать у себя в доме, были не просто добрыми и открытыми женщинами. Вспоминаю их травяные чаи, после которых я год ничем не болела; незамысловатые подарочки — плетеные браслеты, вышитые платочки. Обычные безделушки на первый взгляд. Но теперь я точно знаю: вовсе не обычные.
Например, три года назад одна женщина сплела мне браслет со славянским узором. «С женским», — пояснила она. Я его практически не носила: как-то не вписывался он в мой городской гардероб. Но однажды надела — и в тот день познакомилась с отличным парнем. Будущим мужем, как выяснилось позже. Признаюсь, поначалу я не связывала нашу встречу с тем украшением (или талисманом?).
Но сейчас абсолютно уверена: подарочек был со смыслом, и не только этот. В общем, все детали постепенно складывались в единую картину, и я уже не сомневалась: есть в этом удивительном мире еще одна грань — магическая. Скрытая от посторонних глаз. Пока.
ВОЛШЕБНЫЕ ТРАВЫ И СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ
В этом году я решила твердо: еду в экспедицию не за песнями и легендами, моя главная цель — прикоснуться к деревенской магии. Хотя, конечно, одно без другого не существует. В общем, 21 июня я добралась до своей любимой Сосновки. Разумеется, я бывала и в других деревнях, но сюда меня тянуло всегда, как магнитом. Раньше не могла объяснить почему, теперь чувствовала: здесь все буквально пропитано магией. Кстати, время путешествия я выбрала неслучайно: очень хотелось попасть на праздник Ивана Купалы, ведь, согласно преданиям, в этот день (а точнее, ночь) все и вся обладает сверхъестественной силой.
Как хорошо, что я приехала заранее! Дело в том, что после революции в большинстве деревень и сел Купалу стали отмечать 7 июля — по новому стилю. Но в Сосновке (как и в некоторых других местах) его праздновали по старинке: в июне, когда самый длинный день и самая короткая ночь. Говорят, на Купалу нельзя спать: вся нечисть вылезает на свет, и, чтобы ее отогнать, нужно жечь костры и петь ритуальные песни. Каждый в эту ночь становится немного волшебником.
По крайней мере, привлечь суженого, избавить ребенка от хворей, защитить свой дом от беды могут все. Женщины собирают травы (растения, сорванные в ночь на Купалу, обладают магической силой), мужчины жгут костры, все водят хороводы, прыгают через огонь. И купаются, конечно же. Считается, что в этот день огонь и вода, две несовместимые стихии, дружат. Из их союза и рождается особая, купальская магия.
Когда я попала в Сосновку, подготовка к празднику была в самом разгаре (я вновь порадовалась, что прислушалась к интуиции и приехала пораньше). Мужчины готовили очищающий костер, мастерили огромную куклу из дерева и соломы, которую потом должны были сжечь. Как мне объяснили, это образ богини Мары, которая насылает на людей смерть, голод, болезни и прочие несчастья.
Женщины тем временем уже начинали готовить праздничные угощения: здесь на Купалу в прямом смысле принято накрывать поляну. Мне не терпелось поучаствовать в этом магическом празднике. Правда, в глубине души я понимала, что на самом деле я — «пришелец» и должна быть благодарна уже за то, что мне позволили наблюдать. Хотя травы я пошла собирать вместе со всеми.
«Иван-да-марью обязательно сорви, полыни запаси, папоротника, ромашки, — наставляла меня 15-летняя Даша. — Засуши и храни весь год: эта от болезней поможет, эта от сглаза». Я заметила, что юные барышни собирают больше цветов и растений. «Так им для венков нужно», — объяснила мне женщина средних лет.
Оказалось, в Сосновке девушки, как и сотни лет назад, каждый год плетут венки из трав, в середину вставляют свечку, поджигают и пускают по реке. Если венок быстро утонул, значит, парень разлюбит. А если плывет долго и свеча не гаснет — наверняка выйдешь замуж. Бывает, что венок ловит молодой человек: тогда сто процентов он станет твоим мужем. На какое-то мгновение мне тоже захотелось принять участие в игре (я все еще не вполне серьезно относилась к обрядовым действам). На меня посмотрели с легким недоумением: ты же замужем! И правда, что это я?
Зато я вместе со всеми водила хороводы вокруг горящего чучела и даже прыгала через огонь. Надо сказать, местные мужчины постарались на славу: костер был просто огромный! Поначалу было жутковато, но, поскольку на моих глазах никто не сгорел, я тоже решилась.
Ощущения непередаваемые! А главное, как мне сказали, таким образом я очистилась от всех дурных влияний, от сглаза, зависти и прочих напастей. Жаль, не удалось прыгнуть выше всех: это сулит огромное счастье.
Кстати, меня удивило, что люди на Купалу были одеты как-то буднично. Я рассчитывала увидеть девушек в длинных сарафанах, парней в расшитых косоворотках, но таких нашлось лишь несколько. Правда, все женщины были в платьях или юбках, а замужние — с покрытой головой. Но в остальном — обычная одежда, ничем не примечательная. Впрочем, это же не потемкинская деревня, а реальная современная жизнь — наверное, так и должно быть.
Костер горел всю ночь, молодежь до рассвета играла в горелки, в ручеек и другие условно невинные игры, а я разговорилась с 12-летней Оксаной. Она была уже достаточно взрослой, чтобы участвовать в празднике, но еще не такой старой (по ее словам), чтобы «ловить жениха».
— Ты правда веришь, что купальская ночь — волшебная?
— Конечно, — серьезно отвечала моя собеседница. — Сто раз видела: все гадания сбываются, все заговоры срабатывают. А купальские привороты вообще очень сильные. Каждая может парня приворожить — вот как брата моего в позапрошлом году. Только бабка смогла приворот снять, а так бы ему жениться пришлось против воли. Вот это поворот!
— Хочешь сказать, у вас в деревне настоящая «бабка» живет? — я просто не верила своей удаче.
— А ты не знала? — удивилась Оксана. — Хочешь, завтра покажу?
Ну, разумеется, я хотела.
СТАРАЯ ЗНАКОМАЯ
До утра я не могла сомкнуть глаз: все предвкушала знакомство с настоящей сельской ведуньей. Но Оксана на встречу не спешила, и я догадывалась, в чем дело: после ночи на Купалу вся деревня словно вымирала. Только ближе к полудню стали появляться отдельные прохожие, и вскоре я увидела свою проводницу. Пока мы шли к дому местной знаменитости, я все пыталась выяснить, чем конкретно занимается эта «бабка»: ворожит, исцеляет, гадает, амулеты делает?
— Она может и корову вылечить, и собаку, и ребенка, и взрослого, и старика даже. Может любовь привлечь или достаток, от пьянства заговорить, камень с души снять — кому что нужно, то она и сделает.
По словам Оксаны, деревенская ведунья была просто всемогущей! Девчонка трещала не умолкая, рассказывала случаи исцеления, снятия порчи, венца безбрачия. Угомонилась она только перед домом сельской ворожеи (или знахарки?):
— Вот, пришли.
Ну, конечно, могла бы сразу догадаться! В этом доме я уже гостила три года назад, здесь и получила тот самый браслет! На крыльцо вышла старая знакомая, Анастасия Максимовна, и сразу меня узнала. Даже не глядя на мое обручальное кольцо, сказала: «Вижу, помог тебе мой подарочек». Еще как помог! Оксана попрощалась с нами, я вошла в дом, Анастасия стала собирать чай (с травками, разумеется). А я устроилась поудобнее и наблюдала.
«Бабка» была моложе моей мамы, по нынешним меркам совсем еще молодой женщиной, как минимум лет на десять. Симпатичная, я бы даже сказала, стильная дама слегка за сорок — словом, в самом расцвете сил. Но я уже слышала о том, что «бабками» в деревнях называют женщин любого возраста, обладающих особыми способностями, так что не сильно удивилась.
— Анастасия Максимовна, — решила я начать беседу, — говорят, Вы можете абсолютно все.
Только я раскрыла рот, чтобы рассказать о том, что мне поведала Оксана, как хозяйка меня перебила:
— Все может только Господь Бог. А я людям помогаю — это правда. Если нужно — любовь верну, если нужно беду и болезнь отведу. Всякое бывает.
— А с какими недугами к Вам идут?
— Я же диагнозов не ставлю — просто лечу. Вижу: плохо человеку, страдает он, боль испытывает, жизненная сила его покидает. Я ритуал проведу, заговор прочитаю, отваром целебным напою — и хворь отступает, болезни проходят, здоровье возвращается. А там — и жизнь налаживается. Ведь все в этом мире связано.
— Наверное, поэтому в вашей деревне так хорошо? Все делом занимаются, пьяных не видно совсем, все счастливы, здоровы, во всяком случае, на первый взгляд. Вы знаете, я в разных местах бывала. В некоторых селениях такая разруха — тоска просто.
— Да, — Анастасия явно опечалилась. — А начинается разруха в головах. Бывают, конечно, и наведенные беды. Но если в душе и мыслях разлад, то и в жизни счастья не будет. И наши прадеды это прекрасно понимали, и весь уклад, традиции, обычаи поддерживали этот порядок. Конечно, человек слаб, он может сбиться с пути, на него могут навести злые чары — всякое бывает. И тогда нужно искать того, кто поможет.
— То есть человека со сверхспособностями?
— Можно и так сказать.
— А когда Вы поняли, что обладаете особым даром?
— Наверное, всегда знала. Моя мать и лечила, и ворожила, и бабка тоже. Дед и отец были знахарями. Вот мне их умения и передались.
— Такие люди, как Вы, — на вес золота! Вам никогда не хотелось перебраться в крупный город: там ведь тоже многим требуется магическая помощь?
— Нет, не хотелось. Хотя в 25 лет я действительно уехала в Москву. Мне приснилась покойная прабабушка. Я помнила ее пожилой, но во сне со мной говорила совсем молодая женщина — словно сошедшая со старой, выцветшей фотографии. Она сказала: «Дочка, поезжай в столицу: сейчас ты там нужнее». Я не раздумывала ни минуты: собралась и поехала. И в Москве обо мне быстро узнали — каким-то непостижимым образом. А через восемь лет я увидела другой сон: дедушка говорил, что мне пора домой. Я вернулась — и очень вовремя. Деревня тогда начала потихоньку пустеть: молодежь уезжала, семьи распадались, школу на какое-то время закрыли даже. Но, как видишь, все наладилось.
Анастасия улыбнулась, а я подумала, что без ее участия тут не обошлось. Мы проговорили весь день и весь вечер, а потом хозяйка предложила мне переночевать.
Наутро меня ждал подарок: пузырек с водой с Ивана Купалы («Умывайся ею, когда хочешь быть особенно красивой!») и деревянный кулон: на фоне солнца изображен не то ангелочек, не то мифическая птица. Я не сомневалась, что это не простые подарки. И почему-то появилось предчувствие, что скоро я стану мамой.
[hide]Источник[/hide]
Автор: Ольга ОРЛОВА