Франц Халс, проклятый на века

Жизнь знаменитого голландского живописца Франца Халса делится на два периода: надежды и свершения – в первом, нищета и забвение – во втором. По мнению искусствоведов и мистиков, виной тому проклятие его незаконнорожденной дочери.
Автор: Элла Фурманская.
[hide]Источник[/hide]Рядовой стрелковой роты

Винсент Ван Гог говорил о Франце Халсе, одном из лучших голландских художников XVII века: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей, и даже греков».
Точная дата рождения Халса не установлена. Искусствоведы называют промежуток между 1580 и 1585 годами.
Время было неспокойное: разгорелась Нидерландская буржуазная революция, и второй по величине город Фландрии Антверпен, выступивший на стороне восставших, в 1585 году был осажден и захвачен испанскими войсками. Чтобы быть подальше от военных действий, многодетная семья ткача Халса, жившая там, переехала в Харлем, что в Северных Нидерландах. Среди своих братьев и сестер Франц выделялся ярко выраженной способностью к рисованию. Мальчика отдали для обучения в мастерскую живописца Карела Ван Мандера, и в 1610 году он получил звание мастера.
Год спустя молодой художник женился и вскоре стал отцом. Прокормить семью одной живописью не удавалось – Франц поступает рядовым на службу в стрелковую роту Святого Георгия. Однако муштры и стояния в караулах ему испытать не довелось: гильдия стрелков только в военное время была обязана выступать на защиту населения, а в мирные дни принимала участие в парадах и других торжественных мероприятиях, несла почетный караул.
Срок службы офицерского состава в таких частях составлял обычно 3-4 года, и завершение его праздновалось с большим размахом. Именно по этому поводу сослуживцы в 1616 году заказали Хальсу свой коллективный портрет. Чтобы утихомирить друзей, просивших изобразить их на первом плане, Франц придумал собственную композицию, в которой фигуры располагались в соответствии с получаемым им гонораром. Вот почему на первом плане картины красуются богатые полковники, затем – капитаны, а уж за ними – сержанты.
Многофигурное полотно Франца «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» вызвало восторг не только заказчиков, но и всех, кому довелось его видеть. Заказы Халсу посыпались один за другим. При этом выяснилось, что кисти мастера подвластны и жанровые сцены («Супружеская пара в парке», «Поющие мальчики»), и религиозные сюжеты («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»).

Жизнерадостный вдовец

В насыщенном творческими удачами 1616 году умирает первая супруга художника – Аннеке. Горевал он недолго и спустя год женился на Лисбет Рейнирс, собственной служанке. Их брак длился целых полвека, но счастливым его назвать сложно: пока Лисбет, малообразованная женщина, воспитывала 12 детей (своих и от союза мужа с Аннеке), Франц не отказывал себе в житейских радостях. Всякий раз, поссорившись с женой, он представал перед судом, но нисколько не раскаивался. Прямо с судебного заседания художник отправлялся в кабак, где весело проводил время в кутежах, щедро угощая многочисленных приятелей. Частенько мастера, не державшегося на ногах, ученики вели домой под руки. Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. При этом никакие внушения священнослужителей о том, что известному человеку не подобает вести такой образ жизни, на Франца не действовали. Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. Веселая компания бродила по городам и весям Голландии, зарабатывая на жизнь исполнением назидательных пьес и всяческими розыгрышами. Лучшего времяпрепровождения для гуляки Халса трудно было придумать. Но, как ни странно, создавалось впечатление, что безалаберный образ жизни только способствует развитию его таланта. За короткое время художник создает целую галерею картин. На одних изображены военные («Банкет офицеров стрелковой роты Святого Адриана», «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия»), на других – богатые бюргеры. И всякий раз – удача, что отмечали и великие художники Питер Пауль Рубенс и Ван Дейк, нередко посещавшие его мастерскую.
Однако вот что уже в наше время писала искусствовед Марфа Замкова, внучка знаменитого скульптора Веры Мухиной: «Халс умел с редкой непредвзятостью смотреть на свои модели, но не был способен к их вдумчивому психологическому изучению, к проникновению в их внутренний мир. Когда перед его мольбертом сидел великий ученый Рене Декарт, он сумел увидеть в нем только чудака, похожего на ночную птицу. Картина «Цыганка» представляет собой очень характерный для Халса портрет очаровательной, лукаво улыбающейся молодой девушки, но не более того».
Вершиной творчества Франца Халса стали полотна, на которых изображены четыре великих евангелиста – Иоанн, Марк, Матфей и Лука. Их художественное воплощение сразу получило статус канонического. В знак высочайшего признания таланта портретиста с ним пожелал встретиться сам кардинал.

«Будь же проклят!..»

Франц был уверен, что схватил бога за бороду, ведь всего за десять лет, с 1630 по 1640 год, он получил свыше 60 заказов, которые успешно выполнил, составив неплохой капитал. Поэтому живописец не слишком огорчился, когда однажды на улице к нему подошла безобразная нищенка и заявила, что она… его дочь. Якобы двадцать лет назад художник соблазнил ее мать, работавшую прислугой. А родившегося ребенка не признал и вместе с родительницей выставил из дома. Не увидев с его стороны сочувствия, нищенка во весь голос прокляла своего непутевого папашу, а заодно и все его картины.
Халс, привыкший к скандалам, не обратил на это внимания. Если честно, он и сам не знал, сколько детей появилось на свет в результате его беспутной жизни. Да и как мог навредить ему злой язык какой-то грязной девки?
История не сохранила имени незаконнорожденной дочери Халса, но вскоре после встречи с нищенкой художник перестал получать крупные заказы. Поскольку иных источников дохода у него не было, а отказываться от богемных привычек он не собирался, начались материальные затруднения. Веселая компания собутыльников, сопровождавшая Франца, мгновенно исчезла. Начались скандалы дома.

Баловень судьбы в нищете

Редкие заказы приносили гроши, и в 1661 году Халс был вынужден обратиться в гильдию художников с просьбой освободить его от уплаты членских взносов. Еще недавно успешный и состоятельный живописец стал бедствовать, да настолько, что год спустя городские власти назначили ему пожизненную субсидию.
Последние крупные заказы на два групповых портрета «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых» художник получил в 1664 году. После этого клиентов не стало совсем, и Халс впал в нищету. Странно, конечно, что его многочисленные ученики, известные живописцы того времени Дирк Халс, Юдит Лейстер, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде, не предприняли попыток помочь учителю. Во всяком случае, история умалчивает об этом.
Скончался Халс в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Судя по тому, что его художественное наследие оказалось забытым почти на два века, проклятие незаконнорожденной дочери Франца, как она предсказывала, коснулось и произведений живописца.

Автор: Элла Фурманская.
[hide]Источник[/hide]